26.04.1986
Сегодня очередная годовщина катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Я давно обещал друзьям выразить свое мнение о нашумевшем сериале HBO. Я планировал сделать это в виде вебинара, но за прошедшее время вышло уже столько обзоров, что мои 5 копеек вряд ли принесут что-то полезное. Здесь, однако, заготовка моей презентации для вебинара: Атомные станции
Если вкратце, то это отличный сериал, с великолепной картинкой, убедительным сюжетом, достоверным обыденным героизмом простых людей, проникновенным саундтреком (записанным частично на Игналинской АЭС). Скорее всего этот эпик останется навсегда в качестве «самого правдивого» рассказа о катастрофе.
Но, надо учесть, что американцы, как обычно, сняли фильм про самих себя. И за внешней схожестью актеров с прототипами проступает во-первых расчеловечивание коммунистов и Советской Армии, а во-вторых ковбойская брутальность, в рамках которой заместитель председательства правительства запросто угрожает выкинуть из вертолета академика Легасова или грязные шахтеры облапывают голубой костюм хипстера-министра угольной промышленности, за спиной у которого стоят автоматчики.
Тонкая, довольно тонкая пропаганда. Когда ты смотришь и радуешься глядя на знакомые боксы с трубопроводами и герметичные двери, белые многоэтажки атомного городка, но через какое-то время недоумеваешь, почему солдаты хлещут водку из горла, почему решение об эвакуации принимается не вовремя, почему показана раздолбанная ведомственная больница, как так догадливая Алексиевич-Хомюк противостоит всей советской науке-государству.
Стоит сказать, что цитатой о лжи начинается первый эпизод, но будем объективны – это лживая цитата.
Вместе с тем, я решил прочесть расшифровку знаменитых записей академика Легасова, в которых он излагает свою субъективную точку зрения на причины катастрофы и на ход событий по устранению последствий. В этих записях он хорошо отзывается о работе комиссии, чиновников и армии в работах по локализации и устранения последствий, но жестко критикует решения, принятые при строительстве РБМК, когда от ученых и военных технология деления атомного ядра перешла к энергетикам, что повлекло ряд ошибок в проектировании безопасного реактора и некоторую расхлябанность в управлении реактором.
По его мнению эта катастрофа была неизбежна, мало того, он предрекает (еще тогда в 1980-х) еще несколько катастроф на реакторах РБМК и ВВЭР-440 старого типа (без контайнментов). К счастью, пока его опасения не оправдались. Нужные уроки были извлечены.
Легасов рассказывает и о широко известной в узких кругах проблеме с качеством сварки, когда один чудный рационализатор просто накидал в сварной шов электродов и обварил их сверху. Моя работа, кстати, и состоит в том, чтобы вовремя выявлять подобные дефекты. Другой вопрос, что станции ВВЭР спроектированы так, что даже разрыв ГЦТ (а до разрыва будет потеря герметичности и повышение влажности, на что срабатывает автомат) не приводит к катастрофическим последствиям.
Легасов много пишет об атмосфере мобилизованности, готовности предоставлять все необходимое, открытости информации.
Мнение Легасова об АЭС и традиционной энергетике: «Чем меньше атомных электростанций и чем больше угольных или нефтяных – тем радиоактивное загрязнение, при естественных условиях, будет больше.«
Как я уже говорил много раз – Чернобыльская катастрофа, возможно была последней соломинкой, переломившей спину советского колосса, а также последним общим искренним сверхусилием нашего народа. Будущее покажет – в состоянии ли наши современники справиться с подобными катастрофами. Но, что называется, «глядя в телевизор», есть некоторые сомнения что справимся.