Как завещал великий

Разговаривают два топ-менеджера:
— Ну как я буду вкладывать в обучение сотрудников, а они потом возьмут и уйдут!
— Ты подумай, что будет, если ты их НЕ обучишь, а они потом возьмут и останутся!

Давно ли мы учились чему-то?
Если учились и осознавали это, то уже хорошо. Можно сказать, что если мы учимся, мы уже круче, чем 80% наших коллег.
Но если мы учимся, то каков шанс, что мы делаем это правильно?
К сожалению в школе и институте никто нас не учил специально — как правильно учиться.

Недаром Марк Твен острил: «Я никогда не позволял школьному обучению мешать моему образованию.»

Не мешает ли нам при обучении:
  • неспособность сосредоточиться?
  • стремление напихать в себя как можно больше информации, в расчете на то что она как-то усвоится?
  • неумение структурировать и осмысливать полученную информацию?
  • попытка вызубрить материал за один присест, вместо того чтобы вернуться к нему через некоторое время?

Знаем ли мы об иллюзиях обучения? Таких как:
  • лишь посмотреть на самую легкоту, и даже не попытаться ее решить, а сказать что все понятно. Но при этом не взяться за действительно сложную задачу. Человек растет трудностями, да. Но готовы ли мы на себя эти трудности принимать?
  • подчеркнуть основные предложения и тезисы в книге и думать, что тем самым уже вложил их в свой мозг
  • ощущение того, что вся информация есть под рукой и незачем ее запоминать. Ведь есть же википедия.
На решение этих и других проблем с обучением у современного человека направлен курс Learning How To Learn на Coursera.
Я прошел этот курс и хотел бы остановиться на некоторых моментах, которые показались мне наиболее важными и полезными лично для меня. Ну а поскольку я не уникален, это может оказаться полезным и для читателей моего блога.

Pomodoro technique
Для концентрации на выполняемой работе, для фокусировки внимания, для работы с состоянии потока, для борьбы с прокрастинацией (являющейся разновидностью дофаминной зависимости) полезно применять помидорную технику).
Штука эта известная и придумана достаточно давно. Надо только взять и применить.
Чередование сфокусированного мышления и рассеянного мышления помогает  надежнее сформировать нейронную сеть и разложить воспринимаемую информацию по полочкам.
 
 От себя могу добавить некоторые советы:concentraion
  • на работе, естественно, следует надеть наушники и слушать, если не музыку, то хотя бы набор шумов 
  • хорошее приложение под android, которое позволяет настроить длительность работы и длительность перерывов, а также продвигаться по «уровням» по числу отработанных помидоров
  • в домашних условиях интересно попробовать работать под проигрыватель грампластинок. Хочешь не хочешь, а каждые 20 минут изволь встать с места и перевернуть пластинку. Она же так мерзко начинает шипеть.
  • во время перерыва — для тех кто носит очки — снять их, чтобы не зацепиться взглядом за что-то отвлекающее
  • Начинать работу стоит с «лягушек» — тех противных задач, которые изо дня в день ускакивают. Хотя моя жена для разгона мозга советует мне сделать сначала что-то приятное и легкое, но это уже индивидуально. Надо просто пронаблюдать за собой.

О навыках и привычках
Мешают учиться и работать нам некоторые привычки:
  • например, заглядывать без конца в соцсети
  • или приходя домой, чувствовать, что ты устал и начинать смотреть телевизор (сериалы)
  • или брать все время самое легкое задание
  • или реагировать на любое письмо, оповещение и прочее в ту же секунду как оно пришло
Хорошая новость — привычки можно изменять. Как? Также как с собакой Павлова. Поощрять в себе хорошие привычки.
Следовательно надо придумать для себя систему поощрений. Это не так просто на первый взгляд.
В самом деле — не будешь же есть булочку или выпивать чашку кофе после каждого Pomodoro.
Следует продумать систему поощрения: например, после каждого Pomodoro целовать дочку в макушку, а по итогам дня дать себе возможность спокойно прогуляться или сделать йогу.
Я думаю, что изменяя свою структуру вознаграждений можно потихоньку и изменить систему ценностей.
pavlov
Но хорошие навыки не натренируешь за день и за два. Не получается также и не изучить глубоко новые концепции и понятия. Необходима постепенность. Весь накопленный поток информации следует структурировать и планировать постепенное освоение в течение года.
Я, например, собираюсь составить план освоения новых техник и концепций, запланировав по тренировке каждой практики в течении одной недели.

Что я советую сделать прямо сейчас:

  • установить приложение Pomodoro на смартфон
  • завести журнал наблюдений за собой и отмечать в нем свои успехи и провалы в построении рабочего дня и обучении
  • найти свои плохие привычки, связанные с работой, отдыхом и обучением
  • придумать систему вознаграждений за правильное поведение
  • изучить подход к обучению на основе карточек anki, например сайт ankisrs.net
Реклама
2 comments

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: