7 Московский книжный фестиваль — что мы посмотрели

Воплощая желание летом вести культурную жизнь в городе мы посетили 7 Московский книжный фестиваль.

Сначала 9 июня мы сходили на Московскую Печу-Кучу. Я первый раз побывал на мероприятии в таком формате и мне скорее понравилось. Печа-куча была тематическая, что, оказывается, достаточно необычно. Организаторы пригласили писателя, поэта, художника, библиотекаря, редактора, литературного агента, книжного благотворителя. И каждому дали по 20 слайдов по 20 секунд. И потом 6:40 секунд вопросов и ответов.

Организаторы сказали, что в этот раз получилось не очень захватывающе, но на мой взгляд было вполне остро и местами забавно. Теперь думаю — о чем бы сам хотел рассказать в формате Печа-Куча.

А еще, забавно, что по-болгарски Печа-Куча, это что-то типа  «Печать-собака».

Весь следующий день (10 июня) мы просидели в шатре «Стрелки» и слушали доклады о новом в образовании.

1. Доклад профессора прикладной и компьютерной лингвистики Хеннинга Лобина (Henning Lobin) из Университета Гессена назывался «БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Цифровая культура и образование».

Из-за страшного ливня кто-то может быть и не добрался до выступления, поэтому с любезного разрешения профессора я выкладываю аудиозапись выступления на английском языка. Поскольку дождь шумел, запись получилась невысокого качества.  Первые шесть минут автора представляет Михаэль Шиндхельм — руководитель темы «Городская культура» института «Стрелка».

Затронутая тема безусловно интересна и была вкусно подана.

Рассмотрев кратко аспекты, связанные с культурой грамотности (такие как способы распространения, хранение и систематизации информации, отношение к книгам, роль книг, особенности писания и чтения) Хеннинг перешел к особенностям культуры цифровой.

Кстати, к своему стыду не знал, что двоичный код был в современном виде описан уже Лейбницем в 17 веке.

Итак особенности цифровой культуры:

  • многомодальность (гипертекст, изображения, пиктограммы, графики — все это гораздо проще создавать),
  • многопользовательность (совместная, командная работа над документами и проектами, wiki, google docs)
  • автоматическая генерация текста (уже есть веб-колонки, текст которых целиком сочинен искусственным интеллектом, конечно в первую очередь это биржевые сводки)
  • качественный машинный перевод
  • смена способа чтения — выполняется сканирование страниц
  • контекстный поиск позволяет не напрягать память

А вопросы, которые встают перед обществом — а как, собственно, должно измениться образование в цифровую эпоху, как изменяется отношение к ценности книги, текста. Что вообще такое — Текст 2.0? Пока что вопросы… Ответы еще надо искать.

2. Далее выступил Брайан Беннет (Brian Bennett) на тему Flipped Classroom (БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Новые модели школьного образования)

Основная идея этого подхода (Flipped Classroom) к обучению в школе — дать ученикам возможность изучать материал дома (просмотром видео, презентаций и т. д., которые готовит учитель и выкладывает online, также можно в блоге обсудить материалы), а в классе уже выполняется «домашнее задание» с возможность поработать с учителем в формате 1:1. Более понятливые ученики могут подтягивать при этом отстающих.

Некоторые школы в США уже применяют эту методику. Я не специалист по образовательным практикам, поэтому не могу оценить pros & contras такого подхода, но в современных условиях как один из вариантов ответа на п. 1 повестки дня вполне годится.

3. Затем выступили выпускники «Стрелки» с рассказом о результатах работ групп занимавшихся общественным пространством и сохранением.

В целом впечатление составилось не слишком благоприятное — кажется что размах на рубль, но удар на копейку. Во всяком случае представление результатов (если таковые были)  не слишком убедительное. Вероятно, Рэм Кулхас слишком уж подмял своих студентов под свои темы и… да, оформлять презентации научили — довольно красиво, но на английском языке. Словом нам как не специалистам градоустроителям (техническому и гуманитарному) не показалось, что можно источать восторги. Шумиха вокруг «Стрелки» кажется чрезмерной. Особенно сурова к идее междисциплинарных исследований Саша.

4. Последним в этот день выступал и декан Института “Стрелка” Дэвида Эриксона и основатель школы Hyper Island.

Дэвид в начале своей лекции сел на стол и чрезмерно настойчиво указал, что он гений (Д’Артаньян) и действующая система образования его не смогла вместить. Критические стрелы задрожали в наших колчанах.

Дэвид показал два рекламных ролика школы Hyper Island, из которых можно было усвоить некоторые реализуемые им идеи об образовании, в том числе lifelong learning.

Как я понял — одна из причин появления такой школы — банковский кризис в Швеции 1990-х, в результате которого возникли определенные сложности с наполняемостью бизнеса «свежей кровью» и весьма кстати пришлась школа, выпускавшая людей, заточенных под командную работу, под бизнес-задачи, способных к эффективным коммуникациям. В целом все интересно и действительно, спросите организаторов Stratoplan.ru, почему у них получается их бизнес — именно потому, что традиционное образование не развивает эти навыки. Одна из особенностей — персонал школы не учителя, а фасилитаторы.

Однако, приверженцы фундаментальной науки (не будем показывать пальцем, кто это был) прошли мимо с задранным носом =)

А вопрос — что такое Наука 2.0 вообще-то возникает.

На самом деле, здорово, что есть места где как-никак идеи кипят, новые подходы пробуются, собираются в той или иной степени креативные люди.

На закуску тоже в рамках фестиваля мы сходили на выступление грузинской этно-джаз команды Эгари/ Egari. Нам, конечно, захотелось пойти, потому что мы недавно вернулись из Грузии, где нам однако не хватило грузинской музыки.

Что можно сказать — не разочаровывает, ребята профессионалы и любят свое дело. Смесь фанково/фламенково/джазовых приемов с грузинской песней и горским танцем впечатляет.

Но грузины, конечно, ужасные хитрецы и шоумены. Чего стоит только вступительное слово передисполнением –»Сейчас мы вам одну песню сыграем, очень красивую…», как это напомнило мне пребывание в Батуми у дяди Гочи («Сейчас я один тост скажу, очень красивый»), настраивающее сразу на благожелательный лад. Музыкально-эстрадные приемы тоже рассчитаны на разогрев публики — от игры на всех инструментов в унисон в повышающемся темпе, «музыкальных битв» по такту, пол-такта, четверть такта, до феерических выходов в конце почти всех песен танцора Давида Схиртладзе, срывающих шквал аплодисментов.

Думаю, атландид никаких мы не открыли, но было интересно.

Книжки при всем при том посмотреть не успели.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: